03 Ноября, Четверг
в Казани 22:08
+15 °C
0 °C
USD: 29.89 -0.17
EUR: 39.91 -0.06
Логин: 
Пароль: 
 

Достопримечательности Казани

14.09.2009 в 15:51

Памятники

Стоит лишь немного прогуляться по центру Казани, сразу же бросается в глаза обилие памятников, поставленных самым разным людям, судьбы которых переплетены с историей города Казани — очевидно или вскользь, в отдаленном прошлом или совсем недавно.

Например, А.С.Пушкин приезжал в Казань всего на несколько дней, но многие здания и улицы хранят память о его присутствии, также как и памятник великому поэту, который находится на улице, носящей его имя. Жизнь и деятельность таких великих писателей и поэтов, как Г.Р.Державин, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, связана с Казанью крепкими узами, потому памятники им достойно украшают улицы и скверы города.

В.И.Ульянов-Ленин представлен в ансамбле памятников Казани в двух различных обликах-портретах. Напротив главного здания Казанского университета стоит памятник молодому Владимиру Ульянову-студенту, а на площади Свободы — зрелому и состоявшемуся вождю революции.

Есть в Казани памятники и великим ученым, прославившим наш город — Н.И.Лобачевскому, А.М.Бутлерову, Е.А.Арбузову, А.В.Вишневскому, Е.К.Завойскому, и, конечно, монументы, увековечившие деятелей национальной татарской культуры — памятники М.Вахитову, М.Джалилю, Г.Тукаю, С.З.Сайдашеву занимают важное место среди прочих.

Уже давно стало классикой жанра среди туристов фотографироваться у памятника зодчим казанского Кремля и посещать памятник-мемориал павшим при взятии Казани воинам, что находится на небольшом островке реки Казанка. Примечательно то, что памятники в Казани ставили и активно продолжают ставить по сей день. Так, в 1999 году был торжественно открыт первый в мире памятник великому певцу Ф.И.Шаляпину.

К тысячелетию города в парке Тысячелетия появился бронзовый Кул Гали — видный философ, поэт, просветитель булгарской эпохи, а на улице Петербургской — бюст поэта Л.Н.Гумилева. Кроме того, заслуживают внимания такие необычные памятники, как карета Екатерины на улице Баумана, монументальная в советском стиле стела «Хоррият», венчающая здания Национально-культурного центра Казань, галера «Тверь», установленная на улице Петербургской.
ССловом, мир памятников Казани очень разнообразен. У каждого монумента — своя неповторимая история. В этом разделе мы расскажем вам о самых интересных и запоминающихся памятниках столицы Татарстана.


Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя

(Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 г.)

Возведение храма связано с событиями 1552 года, когда войска Ивана Грозного покорили Казань. Много воинов полегло тогда, и царь, отдавая дань павшим, повелел похоронить их с почестями, а на месте братской могилы возвести монастырь. Царский приказ был выполнен, и монахи монастыря Успения Пресвятой Богородицы, возведенном на правом берегу реки Казанки, было предписано вечно молиться за павших русских воинов.

Монастырю не повезло: весенние половодья ежегодно наносили ему урон, и потому было решено перенести его на новое место. Теперь он взметнулся к небу на высокой Зилантовой горе, той самой, где когда-то располагалась первая ставка войск Ивана Грозного, осененная знаменем с изображением Нерукотворного Образа Спасителя, и походная церковь. В Зилантовом монастыре продолжались совершаться поминальные службы по тысячам погибших при взятии Казани русских воинов, а на месте их погребения чуть позже сложили часовню.

Идея постройки вместо часовни памятника принадлежала новому архимандриту Успенского Зилантова монастыря Амвросию Сретенскому, заступившего на должность в 1805 году. После победы над Наполеоном в России повсеместно стали устанавливать памятники в честь русского героизма. Памятник Амвросия был одним из них.

Идея памятника понравилась императору Александру I, он добавил к собранным Амвросием средствам на строительство еще 10000 тысяч рублей и поручил проект столичному архитектору Алферову. Благодаря всенародной подписке было собрано еще свыше ста тысяч рублей. Но проект Алферова оказался слишком дорогостоящим, и собранных средств не хватало.

В результате взведение заложенного 29 июня 1813 года памятника затянулось на целых 10 лет, в течение которых монахи Зилантова монастыря продолжали сбор средств. Наконец в 1823 году работы по возведению и внутреннему обустройству храма были закончены. 30 августа 1823 года было проведено его освещение во имя Нерукотворного образа Спасителя.

Из-за недочетов в проекте и расчетах памятник стал быстро приходить в упадок и в 1830 году был закрыт на реконструкцию. В то время уже не было в живых главного попечителя храма архимандрита Амвросия, и по просьбе казанского губернатора его взяла под свою опеку Городская Дума. На средства, выделенные Думой, храм-памятник подвергся полной реставрации по проекту архитектора Пятницкого, знаменитого строительством Казанского Императорского университета.
Через два года, 2 октября 1832-го, отреставрированный храм-памятник был повторно освящен архиепископом Филаретом. Со временем храм-памятник русским вонам был передан на попечение военному ведомству, и на праздники, помимо крестного хода, здесь проводили военные парады.

В 1918 году в храме перестало звучать церковное пение. А в 1924 году, когда был издан указ ВЦИК «О увековечении Ленина», он был переименован в «Памятник во имя содружества народов».

Были предприняты попытки переделать его на манер советских монументов с представителями разных национальностей, застывшими в рукопожатии. Н, к счастью, ни один проект не был одобрен. И все же с памятника исчезло все, что напоминало о его церковном происхождении, в том числе крест, была стерта и надпись «В память победы над татарами, 1552 г.».

Лишь в марте 2005 года храм-памятник был возвращен Казанской Епархии Русской Православной Церкви, и сегодня здесь в воскресные и праздничные дни вновь совершаются богослужения.


Владимир Ульянов и Владимир Ленин

Как бы мы сейчас не относились к наследию советской эпохи и к былым идеям строительства коммунизма, мы все же не вправе предавать забвению имена тех, кто делал революцию в России. Ведь все это, канув в прошлое, стало историей, а значит — нашим достоянием, частицей нас самих. Это было.

 Поэтому с точки зрения истории хорошо, что Казанский университет носит имя одного из своих самых известных студентов Владимира Ульянова-Ленина, и что казанские власть и общественность бережно относятся к двум памятникам этому парадоксальному человеку — памятнику молодому Ульянову, перед главным зданием университета и памятнику умудренному опытом, зрелому вождю революции Ленину на площади Свободы.

Эти два памятника одному и тому же человеку, запечатлевающие различные этапы его жизненного пути, служат будто и отображением двух исторических периодов в истории России — периода идейных предреволюционных брожений, поисков и того периода, когда советская власть, утвердившись, стала, с одной стороны, источником противоречий, с другой — породительницей великой советской культуры.

Памятник молодому Ульянову был установлен в 1954 году силами скульптора В.Е. Цигаля и архитектора В.В. Калинина. На его сером гранитном постаменте можно прочесть надпись: «Владимир Ульянов. 1887».

Имеется в виду год знаменитой студенческой сходки. Молодой Владимир Ульянов изображен в весьма непринужденной позе со слегка откинутой назад головой, в накинутой на плечо, развевающейся на ветру тужурке, что рождает образ решительной устремленности вперед. В то же время взгляд его сосредоточенно устремлен вдаль, а в правой руке он держит книгу — это символизирует его вдумчивость и начитанность.

Памятник находится в центре полукруглой площадки, которая замыкается по полуокружности скамьями и носит название «Сковородка». Между памятником и скамьями расположен цветник, полукругом охватывающий постамент.

«Сковородка» является излюбленным местом обитания студентов университета в свободное от лекций время, поэтому здесь всегда царит атмосфера неформального и неугомонного общения, в которую облик Ульянова-студента весьма органично вписывается.

 Другой памятник вождю пролетариата, что находится на площади Свободы, также был установлен в 1954 году. Его создатели — скульптор П.П.Яцыно и архитектор А.И.Гегелло. Этот памятник воссоздает совсем другую личность — политического и государственного деятеля, революционера, основателя Советского государства. Облик Ленина выполнен уже в спокойной, величественной позе и решен в традициях монументальной советской скульптуры.

В композицию памятника входит также постамент со ступенчатой трибуной, облицованный плитами темно-красного кварцита, что еще более подчеркивает официальную торжественность образа. К тому же, рядом с памятником находятся здания Государственного совета, Дома офицеров, Театра оперы и балета, Большого концертного зала.

Несмотря на то, что теперь памятник Ленину утратил свое государственно-идеологическое значение, он играет значимую для Казани роль как символ ушедшей советской эпохи. Как еще наши дети смогут узнать недавнюю историю России, как не из таких ее свидетельств?


Памятник Державину.

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ДЕРЖАВИНА?

«Отечества и дым нам сладок и приятен» — не все знают о том, что эти строки выдающегося поэта, общественного деятеля, первого министра юстиции России Г.Р. Державина посвящены Казани.

Гавриил Романович Державин родился в 1743 году в селе Сокуры Лаишевского уезда Казанской губернии. В 1754 году, после смерти главы семейства, Державины переехали в Казань.

Вдова с малолетними детьми не имела достаточных средств, поэтому после открытия в 1758 году Казанской гимназии Гавриил Державин и его брат Роман были приняты на казенный счет в число первого набора гимназистов.

За время пребывания в Казанской гимназии Державин изучил немецкий язык, пристрастился к рисованию, увлекся музыкой. Будущий поэт много читал. Книги пробудили в юноше охоту к самостоятельному творчеству, и он начал тайком писать стихи. В 1761 году восемнадцатилетний гимназист Г.Державин по заданию Московского университета возглавил археологическую экспедицию в село Успенское бывшего Спасского уезда, расположенного на месте древнего столичного города Булгарского государства — Великие Булгары.

Экспедиция работала несколько месяцев, собрав интересный материал.

В 1762 году Державин отправился в Петербург, на службу в Преображенском полку. Но поэт не прервал связи с Казанью. Он приезжал в Казань, к родным, в 1763 и в 1778 годах. Последний раз Г.Р. Державин посетил Казань в 1784 году, но уже не застал свою мать в живых. Хотя родных в городе у Гавриила Романовича к тому времени не осталось, он до конца дней своих продолжал интересоваться жизнью родного Поволжья и Казани, вел переписку с поэтом В.И. Панаевым и профессором Казанского университета Г.Н. Городчаниновым. Незадолго до смерти в одном из писем Державин писал: «Казань, мой отечественный град, с лучшими училищами словесности сравнится и заслужит, как Афины, бессмертную себе славу».

Впервые предложение увековечить память Державина прозвучало через несколько месяцев после его смерти — 24 сентября 1816 года на чрезвычайном публичном собрании казанского общества любителей отечественной словесности. Но создание памятника потребовало многих лет мытарств.

Лишь в 1847 году отлитый монумент установили во внутреннем дворе Казанского университета, спустя несколько лет его перенесли на Театральную площадь. При советской власти памятник помешал строительству оперного театра — и скульптура была безжалостно разрушена.
В 2003 году справедливость восторжествовала. У входа в Лядской сад, что на пересечении улиц Горького и Щапова, был торжественно открыт памятник великому поэту. Авторы монумента — архитектор Розалия Нургалеева и известный казанский скульптор Махмуд Гасимов — запечатлели поэта сидящим на табурете в римской тоге, в легких сандалиях и с непокрытой головой. В правой руке Гавриил Романович держит стиль, левой поддерживает лиру.

На правом барельефе Державин «декламирует» оду «Фелица», а три обнаженные грации внимают ему. Тыльную часть постамента украшают фигуры Дня и Ночи – некий образ Вселенной, воспетой литератором в одной из его од. Тему левого барельефа Махмуд Гасимов трактует примерно так: просвещение безо всякого оружия побеждает невежество, которое падает, роняя свою маску.
Приходите побродить по тенистым аллеям Лядского сада, Державин будет вам очень рад!


Встретимся у памятника Бутлерову

«Встретимся у Бутлерова!» — Такую фразу можно часто услышать в разговорах казанских студентов. И каждый, к кому она обращена, сразу понимает, что речь идет о памятнике великому химику, находящемуся у входа в сквер имени Пушкина (или, как его еще называют, Ленинский садик). На этом памятнике в Казани ученый изображен в позе уютно сидящего в кресле человека, и только задумчивое лицо и взгляд, обращенный не во внешний мир, а куда-то вглубь сознания, выдают его внутреннюю сосредоточенность.

Вокруг кипит жизнь большого города, проносятся годы и десятилетия, а бронзовый Бутлеров на своем гранитном постаменте все так же спокоен, светел и мудр.

Всемирно известный химик Александр Михайлович Бутлеров — один из тех выдающихся сынов своего отечества, которыми Казань гордится по праву. Родился ученый в 1828 году в Чистополе, тогда входящем в Казанскую губернию. В Казани он учился сначала в гимназии, а затем — с шестнадцати лет — в университете.

Первые химические опыты им были поставлены под руководством известных химиков, преподавателей Казанского университета К.К. Клауса и Н.Н. Зинина. В 1851 году Бутлеров защитил магистерскую диссертацию «Об окислении органических соединений», а спустя два года уже в Москве представил докторскую диссертацию «Об эфирных маслах».

Но, несмотря на блестящую карьеру, Казань Бутлеров не покинул. В 1857 году он был избран профессором Казанского университета и начал работу по изучению производных веществ от иодистого метилена, позволившую совершить целый ряд открытий. В 60-е годы Бутлерова дважды назначали исполняющим обязанности ректора Казанского университета, но его больше привлекала наука. В это время как раз наметилось новое направление в исследовательской работе ученого — изучение химического строения веществ.

Бутлеров интенсивно работал в Казани вплоть до 1869 года, когда по приглашению Петербургского университета решил продолжить свою деятельность в столице, получив там со временем звание академика и должность председателя Русского химического общества.

Поздние исследования ученого стали продолжением работ Казанского периода. Своими открытиями, начатыми в Казани, Бутлеров заложил основы многих синтезов, имеющих в настоящее время огромный практический интерес. Умер великий ученый в 1886 году в своем родном имении Бутлеровка под Чистополем и там же был похоронен. Сейчас на его могиле стоит часовня.

В честь столетия со дня рождения Бутлерова при Казанском университете был создан Научно-исследовательский химический институт его имени; одна из улиц Казани также названа в его честь. Памятник в Ленинском садике, о котором идет речь, установили уже к следующему, 150-летнему юбилею ученого в 1978 году силами скульптора Ю.Г. Орехова и архитекторов В.А. Петербуржцева и А.В. Степанова.

Авторы не ставили целью изобразить Бутлерова гениальной и одиозной личностью. Но создателям этого памятника очень удачно удалось подчеркнуть, прежде всего, мудрую простоту нашего великого земляка, которые так и располагают в очередной раз сказать: «Встретимся у Бутлерова!»


Памятник Федору Шаляпину

В самом центре Казани, на пересечении улиц Баумана и Университетской с недавнего времени располагается комплекс достопримечательностей, посвященных памяти великого певца Федора Ивановича Шаляпина. Здесь, вблизи Богоявленской церкви, где 2 февраля (по старому стилю) 1873 года был крещен гений мировой оперной сцены, находится фешенебельная гостиница «Шаляпин». В помещении Богоявленской колокольни располагается камерный шаляпинский зал и небольшой музей, постоянно действующая экспозиция которого посвящена жизни и творчеству Шаляпина. На площади же перед отелем стоит памятник знаменитому артисту.

Торжественно открытый в 1999 году «бронзовый Шаляпин», авторство которого принадлежит скульптору А.Балашову, выглядит почти как живой. Внучка артиста Ирина Борисовна Шаляпина, присутствовавшая на открытии памятника Шаляпину в Казани, отметила, что скульптору удалось в совершенстве передать сходство с ее великим дедом.

Кстати, установленный к 125-летию со дня рождения Шаляпина, памятник в Казани стал первым в мире памятником певцу. Композиционное и цветовое решение бронзовой скульптуры хорошо вписалось в окружающее пространство и гармонирует как со старинным в готическом духе стилем Богоявленской колокольни, так и с современной аранжировкой классики, в которой выполнен гостиничный комплекс. Фигура «бронзового Шаляпина» очень динамична.

Приложив левую руку к сердцу и небрежно набросив на правую руку плащ и шляпу, певец будто собирается уходить, но ненадолго: выражение его лица преисполнено любви к людям и миру, благодарности, желания творить.

Надо сказать, шаляпинские места в Казани — это практически весь нынешний центр города. Родился певец на улице Рыбнорядской, которая сейчас носит имя Пушкина. Небогатая семья родителей Шаляпина была вынуждена постоянно переезжать с места на место. Поэтому маленький Федор успел пожить и в деревне Ометьево (в настоящее время это один из районов города), и в Адмиралтейской слободе, и в Татарской слободе (недалеко от современного цирка), а также в Собачьем переулке, теперь называемом улицей Некрасова.

На нынешней улице Свердлова, бывшей Георгиевской находилось шестое городское начальное училище, которое посещал Шаляпин. Но подлинной школой жизни стало для будущего певца здание Казанской уездной земской управы на Жуковского, 4 (сейчас там располагается музыкальное училище).

В этой управе с 1873 года служил отец Шаляпина, а с 1886 по 1896 год юный Федор подрабатывал здесь письмоводителем. Кроме того, Федор Шаляпин, у которого с детства обнаружился красивый голос и прекрасный музыкальный слух, пел в разное время в одиннадцати казанских церквях.

Став известным певцом, Шаляпин не забывал родной Казани, приезжал сюда как на гастроли, так и для того, чтобы встретиться с друзьями юности. Теперь же ежегодно (начиная с 1982 года) в конце января в Казань съезжаются знаменитые музыканты для участия в международном оперном шаляпинском фестивале. А в день рождения певца поклонники его таланта собираются у памятника Шаляпину и возлагают цветы под доносящийся из динамиков неповторимый драматический бас-баритон.


Пушкин жив… В бронзе и в сердцах

Каждый год шестого июня на площадке у полукружья Казанского театра оперы и балета со стороны улицы Пушкина собирается много людей. Известные деятели культуры города, молодые поэты и простые горожане приходят сюда, к памятнику Александру Сергеевичу, чтобы почтить память величайшего классика русской литературы цветами и стихами.

Так продолжается вот уже более полувека, с 1956 года — времени открытия единственного в Казани памятника Пушкину. Безусловно, нет в России места, в котором в этот день не вспоминали бы Пушкина с любовью и признательностью, но у казанцев есть еще один дополнительный повод для гордости — ведь Александр Сергеевич приезжал в Казань, и многие улицы и здания города до сих пор хранят воспоминания о его присутствии.

Пушкин посетил Казань в 1833 году, в сентябре — в свое самое любимое время года. Тогда поэт начал работу над «Историей Пугачева», а где, как не в Казани он мог изучить места сражений крестьянской войны и пообщаться с их еще живыми на то время очевидцами?

Остановился Александр Сергеевич в гостинице бывшего Дворянского собрания недалеко от собора Петра и Павла в Петропавловском переулке (теперь он называется улицей Рахматуллина, и здание бывшей гостиницы находится в состоянии запустения и разрухи — хочется надеяться, временно). Поэта интересовали не официальные подробности пугачевского восстания, а живые, непосредственные впечатления и суждения о нем простолюдинов, рабочих, поэтому сразу по приезду он направился в Суконную слободу. Здесь Пушкин собрал немало материала и воочию увидел Шарную гору (современная улица Калинина), с которой Пугачев в июле 1774 года начал наступление на Казань.

Проехал автор будущей «Истории Пугачева» и по Сибирскому тракту, где народный бунтарь разбил целый конный легион, посетил село Царицыно — место упорных боев повстанцев с регулярными правительственными войсками.  

Конечно, при визите в Казань Пушкин интересовался не только пугачевской тематикой. Он также обошел Кремль, побывал в гостях у знакомого театрала Э.П.Перцова на улице Профсоюзной, познакомился с известным казанским ученым К.Ф.Фуксом. Но — главное — в Казани поэта ждала теплая дружеская встреча с другом по Лицею, поэтом Е.А.Боратынским.

Увековеченный скульптором Н.К.Вентцелем, Пушкин со своего гранитного постамента теперь серьезно и немного печально взирает на современную Казань, чуть потупив взор, с мудрым спокойствием и глубоким внутренним достоинством.

Простота его позы со сложенными на груди руками, классичность общего облика мягко, ненавязчиво противостоят суетности уличного пейзажа и скорости бега времени. Хочется верить в то, что будущие поколения будут относиться к наследию великого классика с глубоким почтением, а памятник Пушкину у оперного театра еще долго будет служить звеном, связующим эпохи.

Источник: tattravel.ru Вероника Масюкова

Комментарии

ДуРоЧкА! 14.02.2010 в 12:17 Ответить
Непонятно!
незнайка 24.10.2010 в 15:33 Ответить
спасибо!
inside 14.02.2010 в 13:18 Ответить
забыли памятник орджоникидзе!!
Astrid 15.02.2010 в 09:37 Ответить
В первый раз слышу
inside 15.02.2010 в 14:53 Ответить
мы тоже лет пять назад очень удивились, когда на него набрели: думали каким-то чудом сохранился памятник сталину.
находится во дворах неподалеку от улицы белинского или лядова, точно не вспомню
хи-хи 11.10.2010 в 00:35 Ответить
мне кажется нужно больше описаний памятников и история создания)))
petrovna 20.02.2011 в 18:02 Ответить
Да мало описания, но и за это спасибо большое!!
болтик 16.10.2011 в 17:25 Ответить
очень мало памятников которые описываются, здесь нет памятника который мне нужен=((((((((((
Вам необходимо ввести цифровой код защиты от спама, т.к. вы не зарегистрированы.
(обновить картинку).