03 Ноября, Четверг
в Казани 21:42
+15 °C
0 °C
USD: 29.89 -0.17
EUR: 39.91 -0.06
Логин: 
Пароль: 
 

Достопримечательности Казани

14.09.2009 в 16:03

Архитектура

Казань - экзотический цветок Востока на европейском поле России.

Живя всю жизнь здесь, мы как-то свыклись с ней и мало задумываемся о том, чем же она отличается от других городов. Нам не кажутся необычными ни стройность башни Сююмбике, ни многоцветность Петропавловского собора, ни арабесковые орнаменты кованых решеток, ни узорочье домов Татарской слободы.

Мало найдется городов, равных Казани по единству своего образа, сохранивших столетние традиции российского и тысячелетние - местного зодчества: булгарского, золотоордынского, татарского.

Волго-Камье издревле является стратегическим перекрестком, где встретились Восток и Запад, сплелись интересы многих цивилизаций, сосуществовали многие культурные традиции и конфессии.

Российская архитектура богата и сложна, она вобрала в себя так много нерусского, в том числе и татарского! Примерами тому - чисто мусульманские детали в оформлении официальных въездов в административный центр Казанской губернии - на башнях Спасской и Сююмбике, Казанского Кремля, их образные черты, почерпнутые из булгарской и татарской традиций. Это было сделано сознательно и намеренно, дабы подчеркнуть факт единения всех народов края под властью московского царя. А "магометанские" маковки Благовещенского собора, многоцветность стен собора Петра и Павла, роднящая его с татарской и среднеазиатской полихромной традицией! Одни и те же символические мотивы украшают колокольню Богоявленской церкви и минарет Азимовской мечети, а декор мечетей Марджани и Апанаева сближает их как с памятниками Стамбула, так и с церковной архитектурой Казани XVIII века.


«Казанский Кремль»

Казанский Кремль - один из красивейших архитектурных ансамблей России. Его стены и башни помнят еще булгарских князей, воинов Чингисхана, ханов Золотой Орды, русских царей. Уже издали, с просторов Волги, виден на фоне неба затейливый силуэт древней казанской цитадели, раскинувшейся на обрывистом берегу Казанки. Именно сюда пришли в том далеком двенадцатом столетии булгарские строители, именно здесь, на высоком утесе у слияния Казан-су и Булака, заложили небольшую, но мощную каменную крепость. Она была разрушена в конце XIV столетия ордынцами и спустя несколько десятилетий восстановлена новыми казанскими правителями - чингизидами Улуг-Мухаммедом и Махмутеком.

Кремль - гордость столицы Татарстана.

Это единственная в мире живущая татарская крепость, и сегодня служащая центром государственности, а также самый южный образец псковского стиля в России. В камне его сооружений мы найдем следы всех эпох, труды многих поколений зодчих, напластования столетий. Глубоко под землей лежат сегодня древние рвы и валы, остатки деревянных стен древнейшей Казани, пережившей новый расцвет в XV-XVI веках, когда у руля управления государством встали ханы распадавшейся Золотой Орды.

 Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из красивейших городов Поволжья, а Керман (так называлась тогда крепость) - ее неприступным оплотом. Это было мощное сооружение, надежно защищенное высокими стенами, башнями, со многими рубежами обороны. Здесь размещались правительство и религиозные лидеры государства, а в северной части возвышался Арк (Ханская цитадель) с площадью перед ним.

Окруженный несколькими рядами каменных стен на разных уровнях, Арк как бы парил над всей Казанью, красотою своих башен и минаретов олицетворяя власть ханов, религии ислама. Высокий трехкупольный дворец, возвышавшийся на крутом мысу Kazan-su, был окружен многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками.

Недалеко от него стояла Ханская мечеть, где были похоронены казанские правители, окруженная монументальными durbe (мавзолеями знати), другие монументальные здания. Перед Арком, на обширной площади, стояла великолепная многобашенная мечеть-медресе Кул-Шарифа, настолько поразившая воображение русского царя Ивана Грозного, что по его повелению на центральной площади Москвы в честь завоевания Казани был возведен храм Василия Блаженного, повторивший образ этой мечети. Так гласит легенда.

Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных в средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного искусства татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих. Он накрыл собою овеянную славой старую татарскую крепость, которая выдержала к тому времени не одну неприятельскую осаду и из-под стен которой не раз с позором уходили войска русского царя, пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства. Изначальный замысел проступает и сегодня сквозь псковские формы и барокко, ранний и поздний классицизм кремлевских сооружений.

В настоящее время Казанский Кремль представляет собой частично отреставрированную средневековую крепость, внутреннее пространство которой имеет регулярную планировку и застройку XVIII - XIX веков.

Главными архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой крепости, Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века, согласно легенде, - минарет Ханской мечети), реставрируемая церковь Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII - XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века) и др.


КУЛ ШАРИФ — главная мечеть Казани, Татарстана и Татарской Диаспоры

Расположена в западной части Кремлевского коплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.

Основные идеи, заложенные в художественный образ мечети: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества. Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, - центр всей композиции, - символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама.

Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф; купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями "Казанской шапки" - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.

Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана. Строительство этого уникального по своей значимости сооружения в Казанском Кремле позволяет по-новому, более пристально, вдумчиво, объективно взглянуть на нашу историю, на наше духовное и материальное наследие, поднимать новые пласты культуры, завещанные нам минувшими столетиями.

Новая мечеть Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее. С ее возникновением архитектура татарской мечети обрела новый образ общегородской аль-Кабир, утраченный четыре с половиной столетия назад с уничтожением татарской государственности.


Комплекс зданий Благовещенского собора,

Архиерейского дома и Духовной Консистории

Собор основан 4 октября 1552 года, в день торжественного въезда царя Ивана IV в Казань. Царь лично избрал место для будущего храма напротив дворца татарских ханов и мусульманских мечетей. Деревянная церковь была срублена в три дня; к сооружению же белокаменного храма приступили только в 1556 году. Завершен в 1562 г. и освящен 15 августа того же года.

С 1552 по 1918 гг. был главным храмом Казанской епархии.

Предполагаемые авторы древней части здания: псковские зодчие Постник Яковлев (Барма), Иван Ширяй (1562 г.), которые в дальнейшем прославятся как авторы храма Василия Блаженного в Москве. Собор реконструировался в 1691 г., 1736 г., 1835 г. (Ф.И.Петонди), 1893 г. Собор был трехпрестольным, правый придел был освящен во имя Благоверных Бориса и Глеба, левый во имя Благоверных Петра и Февронии. 

Собор относится к типу четырехстолпных трехапсидных храмов с двумя дополнительными приделами с севера и юга. Это памятник местной культуры, в архитектуре которого отразились черты как характерные для псковско-новгородского стиля средневековой русской архитектуры, так и элементы строительной и архитектурной культуры казанских татар.

В формах и конструкции собора ощущается влияние стилей псковского (трактовка апсид, орнаментальная обработка барабанов), владимирского (архитектура под окнами, барабанов и стен) и московского (килевидное) завершение верха стен) зодчества.

Собор расписывался несколько раз. Сохранившаяся до настоящего времени роспись выполнена Н.Л.Сафоновым, известным иконописцем из Вязников Владимирской губернии. В 1906-1909 гг. была проведена капитальная реконструкция внутри собора по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского.

В истории собора остались имена множества выдающихся людей.

Строитель собора первый казанский епископ Гурий (Руготин) канонизирован в 1595 г. Его мощи, ныне находящиеся в церкви на Арском кладбище, всегда были главной реликвией собора. В 1841 г. при строительстве правого придела была обнаружена под землей келья Святителя Гурия, в которой он уединенно молился - небольшая комнатка с каменными стенами и каменным образом Спаса. Келья стала объектом паломничества. Она сохранилась. Вход в нее - через деревянные сени, и сейчас стоящие рядом с крыльцом правого придела.


Архиерейский дом (19-20 вв.)

Расположен за сквером, южнее Благовещенского собора.

Историческая справка.

Архиерейский дом расположен за сквером, рядом с Благовещенским собором. С момента возникновения Казанской епархии в 1555 г. значительную часть территории Кремля от Благовещенского собора до Консисторской башни и от северо-восточной стены до нынешней главной и единственной улицы Кремля занимали постройки, принадлежавшие казанским архиереям. Весь этот комплекс храмов, жилых, административных, хозяйственных строений называли архиерейским домом.

На том месте, где сейчас стоит дом, уже в конце 1550-х гг. находилась двухэтажная деревянная изба с жилыми покоями епископа Гурия и крестовым храмом. С 17 века на планах Кремля здесь зафиксирован обширный укрепленный комплекс построек, со входом с западной стороны, в том числе и каменный двухэтажный дом с двумя храмами. Но к середине 18 века, в связи с тяжелым материальным положением епархии, дом находился в аварийном состоянии.

С 1780-х гг., после переезда митрополита Вениамина (Пуцек-Григоровича) в загородную резиденцию, архиерейские постройки в Кремле пришли в полный упадок, а после пожара 1815 г. уже не подлежали восстановлению. Вскоре это здание, сильно поврежденное пожаром, было снесено.

В сентябре 1918 г. дом был конфискован советской властью. С 1920 г. и до настоящего времени в нем размещаются различные правительственные учреждения Татарстана.

В 1930-е гг. был надстроен третий этаж, существенно изменивший облик дома.

Здание духовной консистории, кон. XVIII в., сер. XIX в.

Г-образное в плане здание состоит из ряда разновременных частей. Наиболее древняя восточная часть его стоит на остатках древней белокаменной оборонительной стены, фрагмент которой, примыкающий к Консисторской башне с севера, можно видеть и сегодня.

На ней надстроена кирпичная русская стена 16-17 вв. с бойницами, использующаяся как западная стена Консистории. В этой части здания прослеживаются металлические связи древнего подвального помещения, вероятно, 17-18 вв. Казанская духовная консистория, как вспомогательный орган епархиального управления при архиерее была создана в 1739 году. Членами консистории были священники, но основной персонал составляли чиновники в классных чинах. Фактически консистории были государственными органами по управлению православной церковью и играли в жизни епархии даже более важную роль, чем архиереи. Консистория с самого начала находилась на этом месте, напротив собора.

Ныне существующее здание было построено в конце 18 века и реставрировано после пожара 1815 года. Западное крыло здания - типичный образец русского классицизма середины 19 века.

Источник: www.kermen.ru

Комментарии

Kajol 19.10.2009 в 21:13 Ответить
Эх, Казань!!!!!!!Скоро я поеду туда, Бог даст и Увижу тебя снова!
laivalya 03.04.2011 в 13:45 Ответить
Красивый город!!!
Вам необходимо ввести цифровой код защиты от спама, т.к. вы не зарегистрированы.
(обновить картинку).