03 Ноября, Четверг
в Казани 22:20
+15 °C
0 °C
USD: 29.89 -0.17
EUR: 39.91 -0.06
Логин: 
Пароль: 
 

Достопримечательности Казани

14.09.2009 в 15:34

Мечети

Сегодня в любом районе Республики Татарстан можно любоваться великолепными ансамблями мечетей, красноречиво свидетельствующими о духовном возрождении народа. Храмы веры украшают города и села, зовут людей вернуться к истокам, истине, сути.

Действительно, мечети радуют глаз, украшают нашу окружающую действительность. Однако мечеть должна привлекать внимание не только своим обликом, внешними формами, но и своими высокоэрудированными имамами, своими медресе, несущими свет веры. Сегодня мечети особенно важны как центры, духовно сплачивающие свои мусульманские приходы, дающие молодежи высоконравственное воспитание. Пророк наш Мухаммед (мир ему и благоденствие) сказал: "С какой целью мечети построены, с такой целью и действуют". Если после каждого посещения мечети вера наша укрепляется, растет, а душа очищается, нравственность совершенствуется, значит, мечеть становится не столько одним явлением в нашем духовном возрождении, сколько важным звеном единой последовательной цепи. С тех пор, как в конце 18 века русский царизм разрешил мусульманам строить мечети, татарский мир поднялся на новую ступень развития. Открылась дверь из духовной дремучести в светлое царство истинной веры.

Очень скоро открытые при мечетях медресе становятся настоящими научными центрами, превращаются в подлинно просветительские организации.

Мы вправе гордиться своими мечетями, в которых отражены седая история нашего народа, его радости и горести, запечатлены важнейшие страницы его духовной жизни. Болит сердце при виде некоторых ныне пустующих мечетей. Если они начнут полнокровно выполнять свои основные обязанности, духовное состояние общества, несомненно, изменилось бы в лучшую сторону, стало бы значительно меньше отрицательных явлений, а духовное наследие наших предков стало бы обретать вторую жизнь. А главная обязанность мечетей - почаще упоминать в своих стенах имя Аллаха.

Пророк наш (мир ему и благоденствие) сказал в одном из хадисов: "Тот, кто вошел в мечеть с целью научиться добру или нести это добро другим, подобен борцу на пути Господнем". Если мы сегодня все чаще вспоминаем мечеть, все больше говорим о ней, значит, сильно в нас стремление к святости, добру, истине, значит, у нас есть надежда на светлое будущее.

Апанавская мечеть

Другие названия: "Вторая соборная", "Байская". Построена в 1768-1771 годах на средства купца Якупа Султангалеева. В конце 18 - начале 20 в. мечеть находилась на попечении богатой купеческой семьи Апанаевых. Традиционно в храме служили авторитетные богословы: Салих бин Сагит, Фахрутдин хазрет, Исхак бин Сагит, Салахутдин бин Исхак, Тазетдин бин Башир.
В конце 19 - начале 20 в. имамами Апанаевской мечети являлись отец и сын Абдулгаллям и Мухаметкасим Салиховы. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в начале 1930-х гг.

В советское время своды залов разрушены и внутреннее пространство разделено на три этажа. В 1995 году здание передано верующим.



Апанаевская мечеть расположена на огороженном участке под углом к жилой застройке. Относилась к типу двухэтажной двухзальной мечети с минаретом на крыше.

Ныне от одной из интереснейших по архитектуре мечетей сохранился лишь прямоугольный остов со следами былой пышной отделки на фасадах. В 1930-е годы были безжалостно разрушены минарет и своды перекрытия второго этажа с крышей. Уничтожены интерьеры, заложены кирпичом старые окна и пробито два ряда новых.

Здание перепланировано для нужд детского сада. Первоначально здание было вдвое короче и состояло из молельного зала и вестибюля, разделенных поперечной стеной, на которую опирался восьмигранный минарет. Он прорезал четырехскатную килевидную крышу. На первом этаже размещались прихожая с лестницей на второй этаж и склады.

Залы перекрывались сводами. украшенными пышным лепным декором с мотивами барокко и татарского декоративного искусства.

В 1872 году мусульмане махалли, собрав 5000 рублей, сделали к зданию с северной стороны по проекту архитектора П.И. Романова двухэтажный, в три оконных проема пристрой с лестницей. Пристрой, включавший дополнительный зал и новый вестибюль, был решен архитектором в формах абсолютно идентичных прежним.

Новый восьмигранный двухярусный минарет был возведен на стыке нового и старого объемов. На него вела внутристенная лестница. В 1882 году коммерции советник И.Г. Юнусов возвел вокруг мечети кирпичную ограду. После реконструкции во второй половине 19 в. в стилевом оформлении мечети сохранялось сочетание форм "московского" барокко и элементов татарского декоративного искусства.

В настоящее время на фасадах сохранились угловые и большая часть простеночных пилястр, венчающий карниз. Апанаевская мечеть - памятник татарской культовой архитектуры второй половины XVIII века с утраченными интерьерами залов и минаретом.

Бурнаевская мечеть

Памятник татарской культовой архитектуры в стиле эклектики с сочетанием мотивов местной, русской и восточно-мусульманской архитектуры. В 1799 г. купец Салих Мустафин построил деревянную мечеть, которая служила храмом для шакирдов самого крупного тогда в городе Апанаевского медресе. В 1831 г., когда С. Мустафин умер, эта мечеть перешла мусульманам, проживавшим неподалеку от нее, которые и образовали новый, третий по счету магометанский приход в Казани.

Бессменным попечителем махалли на протяжении почти полувека был почетный потомственный гражданин, купец первой гильдии Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев (1826-1898).

Он начал заниматься торговлей в 1857 году и очень скоро стал крупным предпринимателем, сбывавшем на местном рынке сырье, пушнину, а также продукцию своего мыловаренного завода. В 1872 г., когда старая деревянная мечеть сгорела, М.С. Бурнаев на ее месте выстроил новое кирпичное здание (архитектор П.И.Романов), а в 1895 г. он же возвел над этим зданием кирпичный минарет (архитектор Ф.Н.Малиновский).



М.К.Бурнаев был щедрым попечителем, однако долгое время ему "не везло" со священнослужителями. В 1860 г. эту должность занял Шигабутдин Фахрутдинов - высокообразованный мударис с крайне непредсказуемым характером. В результате, из-за разногласий с прихожанами и не всегда достойного поведения, он был удален из Бурнаевской мечети. Затем, после уговоров и просьб известного богослова, знатока восточных языков Салахутдина Исхакова, М.С.Бурнаев согласился отдать ему освободившееся место.

Для нового муллы купец построил на свои средства двухэтажный деревянный дом, а также определил денежное содержание. Но тот через несколько месяцев, бросив ее, перебежал в другую, более престижную и богатую махаллю Апанаевской мечети. Следующий имам Камалетдин Сайфутдинов (1838-1861), прослужив всего год, умер. Лишь с назначением в 1881 г. Шакира Абдулзаббаровича Кулеева (р. 1851), положение стабилизировалось. Он исполнял обязанности имам-хатиба вплоть до революции 1917г.

В конце 1930-х гг Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики. В 1994 году возвращена общине верующих.
Расположена по адресу: ул. Ахтямова, 7

Азимовская

По утверждению Ш.Марджани, возникновение прихода относится к 1810 г. когда юго-западная сторона города в районе д. Плетени стала интенсивно заселяться мусульманами, работавшими на находившихся здесь мыловаренных заводах купцов Юнусовых, Апанаевых, Китаевых. Тогда на средства хаджи Габдельмазита Абубакирова была построена одноэтажная деревянная мечеть без минарета, просуществовавшая до 1851 г.

На ее месте один из самых богатых купцов прихода, глава татарской городской Ратуши Мустафа Назирович Азимов (1780-1865) выстроил новую деревянную мечеть с минаретом. В 60-е годы 19 века сын М.Н. Азимова Муртаза Мустафич Азимов (1812-1887) - купец 1-й гильдии, владелец двух китаечных фабрик, располагавшихся рядом с храмом, сломав прежнее, сооружает новое, более просторное здание мечети.
18 марта 1887 г. казанский мещанин Шагиахмет Иксанович Аминов представил в Казанское губернское правление приговор мусульманского заводского прихода с ходатайством "о построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца Муртазы Мустафича Азимова о согласии постройки на свой счет".



Получив 22 апреля 1887 г. разрешение губернского правления, купец приступил к строительству существующего здания мечети, которое было завершено к 1890 г. но уже без участия самого Азимова. Автор ее проекта неизвестен.

С историей Азимовской мечети тесно связана династия священнослужителей Абдулгафаровых. Родоначальник ее Абдулвали Абдулгафаров (ум. 1891), прослужил на должности имам-хатиба в этой мечети с июня 1849 г. по ноябрь 1888 г., где его затем сменил сын Хисаметдин Абдулвалиевич Абдулгафаров (1849-1923).

Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в конце 1930-х годов. В 1989 году возвращена общине верующих. Реставрация фасадов с реконструкцией интерьеров осуществлена по проекту Р.В. Билялова в 1992 году. Является одной из лучших по архитектуре мечетей Казани.
Расположена по адресу: ул. Фаткуллина, 15

Булгар

Кирпичное здание построено в 1991-1993 годах по проекту архитекторов В. П. Логинова и Е. И. Прокофьева. Мечеть расположена в центре участка на пересечении улиц Мусина и Чуйкова.

Участок огорожен ажурной металлической оградой на кирпичных столбах и цоколе. Относится к типу двухэтажной двухзальной купольной мечети с диагонально-асимметричной постановкой минарета. Общая композиция мечети построена на сочетании разновеликих объемов, врезанных один в другой по диагональной оси с юго-запада на северо-восток.



Мужской и женский входы в мечеть - в северо-западном и юго-восточном углах среднего объема. Через угловые тамбуры попадаем в мужской и женский вестибюли, комнаты для омовения и санузлы, расположенные на первом этаже. На первом этаже под основным залом расположен женский молельный зал.

Четырехмаршевая лестничная клетка связывает мужской зал и женскую часть мечети. По нейтральной лестнице из мужского вестибюля поднимаемся в основной купольный молельный зал и вспомогательные помещения мечети. Со второго этажа четырехмаршевая лестница ведет на трехъярусный минарет высотой 35 м (с полумесяцем).

Объемной доминантой мечети является развернутый по диагональной оси высокий сомкнутый четырехгранный купол, раскрытый в интерьер мужского зала. Плоские перекрытия других объемов мечети скрыты за парапетами. Узкие, от пола до потолка, окна освещают молельные залы. Остальные помещения мечети освещены на первом этаже квадратными, а на втором - высокими прямоугольными окнами.

Стены из силикатного кирпича раскрепованы широкими филенками. К сожалению, декоративное оформление интерьеров залов, предусмотренное по проекту, не выполнено. Современное мусульманское культовое сооружение в формах рационалистической архитектуры с раздельными входами и поэтажными залами для мужчин и женщин.

Галеевская

Другое название - "Пятая соборная". Построена в 1798 -1801 годах купцом Мусой бин Муслимом бин Мамяшем ас-Сердави (ум. 1812). В 1882 - 1917 годах имам-хатибом мечети был выдающийся богослов, педагог-реформатор, общественный и религиозный деятель, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди, 1857-1921). Вместе со своим отцом, купцом М.И. Галеевым он учредил при 5-й соборной мечети медресе "Мухаммадия".

Закрытие мечети, приуроченное к 11 годовщине Советского Татарстана, состоялось согласно решению ЦИК Татреспублики 25 октября 1931 года. С 1997 используется по назначению.
Двухэтажное кирпичное здание расположено на участке под углом к застройке улицы. Ограда участка возведена в 19 в. из кованых ажурных решеток на каменных столбах с высоким цоколем. Мечеть относилась к типу двухзальной с минаретом на крыше.




В настоящее время после многократных перестроек она представляет собой протяженное прямоугольное в плане здание со срезанными углами в южной части и пристроен с северной стороны. В конце 18 в. была выстроена средняя часть мечети, включавшая два молельных зала, и примыкавший к ним с северной стороны более узкий по ширине вестибюльный объем. На толстую поперечную стену между залами опирался восьмигранный трехъярусный минарет под шатром. Вестибюльный объем и залы были покрыты двускатными крышами.

В 1882 году на средства купца второй гильдии Ибрагима Оагитовича Уразаева (р. 1825) мечеть была расширена путем пристройки с южной стороны здания (архитектор П.И. Романов). В 1897 году купцы второй гильдии Мухаметзян Ибнаминович Галеев (1832-1908) и Исмагил Губайдуллович Иманкулов (1834-1899) расширили мечеть с северной и южной сторон.

Тогда же мечеть была перекрыта многоскатной крышей, увенчанной несколько видоизмененным трехъярусным минаретом на прежнем месте и небольшой восьмигранной башенкой с шатровым завершением над южным пристроем. Оформление фасадов пристроен было выдержано в стилевом единстве с фасадами первоначального объема мечети.

В 1930-е годы сломали минарет, башенку в южной части, произвели перепланировку этажей. Интерьеры не сохранились. Памятник татарской культовой архитектуры конца 18 вв. Одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохранившая стилевые особенности архитектуры классицизма.

Кул шариф

Октябрь 1552 года. Столица Казанского ханства в руинах и пожарищах. Идет изнурительная осада и жестокий кровопролитный штурм главного опорного пункта защитников - Казанского Кремля. Неравный бой продолжается несколько суток, пока не погибли все его защитники…

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат.

Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

По исследованиям доктора архитектуры Н. Халитова мечеть была ориентирована к сторонам света. Скорее всего, прототип такой конструкции можно искать в деревянном зодчестве Казанских татар, в котором имеются крестчатые планы домов, перекрытых пофронтонно…

Таким образом, предполагается довольно сложное происхождение мечети Кул Шариф, воспроизводившей в камне крестчатый план и шатровые формы татарского деревянного зодчества.
Она была двухъярусная и восьмиминаретная.



А похожа она на эмирский дворец "Казык Йорты", но превышает его размерами и украшена несравненно более изыскано. Ее восемь минаретов напоминают о восьми провинциях Булгарского государства, купол о власти сеида, месяцы - о всевластии всевышнего.

В 1552 году во время штурма Казани войсками Ивана Грозного сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны, со своими учениками оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики.

Мечеть была сожжена и разрушена. От диковинной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне. С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

Прошло несколько столетий.
Воссоздание мечети Кул Шариф началось в 1996г. на территории Казанского Кремля по проекту авторской группы архитекторов фирмы "Татинвестгражданпроект". Комплекс мечети представляет собой симметричную композицию с размещением в центре двора здания мечети, а по бокам двух павильонов для пространственной увязки здания бывшего юнкерского училища и комплекса мечети с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы Кремля.

Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр, управление имама.

Марджани

Двухэтажное кирпичное здание мечети в первом, после 1552 г. официально зарегистрированном мусульманском приходе г. Казани построено с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770 гг. на средства прихожан. Ш. Марджани называет их количество - 62 человека, который собрали для строительства 5000 рублей. Одним из инициаторов строительства мечети, ее первым муллой являлся Абубакир Ибрагимов - авторитетный для своего времени религиозный деятель.

Он был в числе первых казыев (заседателей) Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, неоднократно переизбирался на эту должность. После смерти А. Ибрагимова, в 1793 г. имам-хатибом 1-й соборной мечети стал Ибрагим Хузяш (ум. 1825) - видный ученый богослов. Его перу принадлежит ряд книг теософского характера. С 1825 по 1848 гг. на должности имам-хатиба мечети находились муллы - Мустафа Хафиз и Сагит Хамидов.



После них духовным наставником прихода 6 марта 1850 г. стал выдающийся просветитель и ученый Шигабутдин Марджани. Им написано множество научных трудов, в том числе и знаменитая книга "Мустафад ал-Ахбар". После смерти Ш. Марджани в 1889 г., главой прихода был избран его сын Мухаметбурганутдин Марджани (1856-1916).

К сожалению, из-за долгой болезни, он практически не участвовал в делах своей махалли, пустил их на самотек. Поэтому в конце 19 века ею практически руководил муэдзин мечети Хайрутдин Исхаков, отличавшийся тяжелым характером и совершенно не обращавший внимания на нужды приходского медресе. Прихожане, крайне обеспокоенные такой ситуацией, выбрала 22 июня 1899 г. в помощники М.Б. Марджани молодого, энергичного ахуна Сафиуллу Абдуллина. Последним священнослужителем, избранным на должность имам-хатиба 1-й соборной мечети в дореволюционный период, стал 6 июля 1917 г.

Ш.Б. Марджани - Абдулхамид Мухаметбурганутдинович Марджани (р. 1886).
Мечеть расположена по адресу: ул. Насыри, 17.

Комментарии

Lion 30.12.2010 в 03:11 Ответить
Assalamu alaykum. Brat'ya skajite pajalusta gde raspolojenno mechet Ramadan v g.Kazan. pishite otvet moy email. [email protected]
Вам необходимо ввести цифровой код защиты от спама, т.к. вы не зарегистрированы.
(обновить картинку).